Рисуем с детьми

Рисуем с детьмиАбсолютно каждый ребенок – это маленькая творческая личность. И поэтому задача любого родителя – это открыть основное направление творчества у своих детей.

Это может быть как техника, так и лепка, музыка или литература, а также рисование. Но именно последнее лучше всего влияет на детское развитие. Когда мы рисуем с детьми, то мы развиваем их интеллект в целом.

Но с чего стоит начать рисование? Что рисовать? И как научиться рисовать с нуля ребенку? – эти важные вопросы встают перед любым родителем.

Однако ответы на них порой нелегко получить. Ведь родители не просто должны понять, что и как рисовать с ребенком в разном возрасте, но и научиться замотивировать свое чадо.

А оттого как правильно родители выстроят творческий процесс и поймут особенности детского рисования, будет зависеть умение ребенка рисовать.

Мотивация ребенка к рисованию

Мотивация выставка домаЛюбому ребенку, даже самому маленькому, чтобы начать рисовать, нужна мотивация. И если дети не могут или не хотят создавать рисунки, то это ошибка их родителей.

Поэтому, чтобы научить ребенка рисовать, его нужно в первую очередь замотивировать. Но как это сделать?

Помочь в этом могут простые правила по работе родителей с детьми:

  1. Любой детский рисунок нужно одобрять. И каким бы уродливым он ни был, необходимо очень тактично говорить про это изображение. Однако одобрение должно быть в меру;
  2. Хвалить рисунок нужно, но перехваливать нельзя. Если родители перехвалят изображение, но у ребенка пропадет желание совершенствовать его. А в ситуации, когда ребенок считает свою картинку некрасивой, такое воспевание надолго отнимет желание рисовать;
  3. Нельзя диктовать, что ребенку необходимо рисовать. Пусть малыш сам выберет, что ему интересно, ведь это заставит заработать его воображение и поднимет мотивацию;
  4. Нельзя критиковать и говорить, что ребенок рисует непонятно что. Это не мотивирует, а наоборот отнимает желание заниматься рисунком;
  5. Лучше пристально рассматривать рисунок и интересоваться различными деталями детского изображения. Ребенок вполне может ответить на вопросы: какие краски выбрал, что хотел изобразить, что еще планирует дорисовать;
  6. Ребенка необходимо поощрять как художника, поэтому вполне можно устроить дома персональную выставку его работ на холодильнике или на стене;
  7. Детские рисунки желательно хранить некоторое время. Нужные ребенку картинки предложить ребенку красиво оформить и повесить дома, а ненужные подарить. Однако если вы решили выкинуть работы спустя время, то делать это нужно так, чтобы ребенок об этом не узнал;
  8. Предлагать детям создавать оригинальные подарки из своих рисунков посредством фотоателье. Например, кружки или футболки;
  9. Изучать нетрадиционные художественные техники. Рисовать ладошками, ватными палочками или брызгами, согласитесь, гораздо интереснее, чем простое использование карандаши или кисточки.

Мотивация детский уголокНу и в целом нужно создать творческий уголок в свободном доступе, куда ребенок может пойти в любое время для создания «спонтанных шедевров».

Однако кроме правил мотивации родителям стоит также знать особенности рисования у детей в разном возрасте. Эти знания помогут не только в занятиях с ребенком, но и создадут дополнительный стимул для художественного развития личности.

Особенности рисования с детьми

В разном возрасте дети проявляют различную творческую активность. Понятно, что минимум ее приходится на 1-2 года, но затем она начинает прогрессивно возрастать.

Поэтому и особенности художественного творчества, когда мы учим детей рисовать, складываются в соответствии с детским возрастным периодом.

И опираясь на эти периоды детский рисунок проходит определенные стадии трансформации. Прохождение каждого этапа, обучение и способности рисовать детей на них и определяет в дальнейшем их художественные способности.

Первая стадия «Детские каракули»

Этап каракулей затрагивает период от 1 до 2-х лет. Его особенностью становится формирование отношения ребенка к живописи в будущем.

Здесь родителям важно сделать рисование для малышей комфортной любимой средой, где ребенок сможет пощупать, потрогать и попробовать работать с материалами.

Обучение проходит в виде игры, а основной упор делается на рисование пальчиками. При этом все запреты минимальны, а проблема с испачканной в краску одеждой решается за счет клеенки и фартука.

И главное не нужно спешить заставлять маленького ребенка рисовать осмысленно или держать правильно карандаш или кисточку. Нужно лишь развивать мелкую моторику посредством маленьких пальчиков.

Детские каракули

Вторая стадия «Бесформенный рисунок»

Стадия непонятной формы рисунка проявляется в период от 3-х до 4-х лет. Особенность этого этапа состоит в том, что ребенок осознанно пытается изобразить знакомые предметы и фигуры, но получается это бесформенно.

Это все еще немного каракули, но уже со смыслом. Поэтому родителям важно понять, что изображено на рисунке и поддержать малыша.

Кроме того родители на данном этапе начинают немного помогать и как бы заново учатся рисовать с детьми. Они в игровой форме мягко спрашивают у малыша каких деталей не достает в фигуре, и ребенок сам додумывает, что пририсовать.

Но ни в коем случае нельзя навязывать шаблоны. К примеру, если ребенок не знает, как нарисовать малыша, то не стоит в его сознании сразу формировать шаблон человека в виде головы с туловищем и добавлением рук с ногами.

Вначале малыш может нарисовать головастика, и лишь спустя несколько дней или даже недель самостоятельно добавить руки, ноги, глаза, уши и рот. Главное не делать эту работу вместо него, иначе у ребенка пропадет творческий порыв.

На этой стадии также происходит знакомство детей с простыми материалами и инструментами для рисования, например, с акварелью, карандашами и фломастерами. Но без всякого нажима со стороны родителей и в легкой форме.

Рисование 3-4 года у детей

Третья стадия «Схематичное изображение»

Стадия рисунок-схема развивается в периоде от 5-ти до 7 лет. Особенность этапа заключается в том, что ребенок начинает осознанно различать детали и пропорции предметов, пространственное расположение, и как следствие учится рисовать схематичные сюжеты на листе бумаги.

Так на картинке в первую очередь появляется семья – мама, папа и ребенок, изображение игр с любимыми игрушками и многие другие события из детской жизни.

Родители же, чтобы научить ребенка рисовать, на этом этапе должны как можно больше развивать изображение малыша при помощи посещения различных мест. А свои впечатления просить ребенка изображать на бумаге более детально.

Кроме того стоит начать обучать ребенка более хорошо пользоваться художественными инструментами. Достаточно часто для такой практики подходят уроки по шаблонам, художественные прописи и раскраски.

Рисование 5-7 лет у детей

Четвертая стадия «Правдоподобные рисунки»

Правдивые изображения у детей появляются в школьный период от 7 до 9-10 лет. И особенность рисования заключается в том, что ребенок перестает передавать впечатление от предмета, и изображает его как некий объект.

Даже любая фигура приобретает правдоподобное отображение, пусть еще и не до конца хорошо прорисованное.

А развить качество изображения помогает начало изучения различных художественных техник, связанных с использованием акварели и гуаши, карандашей и пастели, масляных красок.

Кто-то может так и остаться на данном этапе и не развить талант дальше. Но если начать заниматься не только с родителями, но и с педагогом, то ребенок сможет шагнуть выше и приступить к освоению сложных техник рисования.

Рисование 7-9 лет у детей

Пятая стадия «Реалистичные изображения»

Стадия правильного рисунка постепенно реализуется от 10-ти лет и выше. Основной особенностью становится то, что ребенок благодаря изучению сложных художественных техник начинает изображать фигуры и предметы очень реалистично.

Но на этом этапе родители лишь слегка могут помогать детям, основной же упор делается на профессиональное обучение.

Важным на данном этапе художественного развития будет посещение мастер-классов и профессиональных выставок родителей совместно с детьми.

Дети будут изучать различные направления живописи и определяться какой путь для себя выбрать.

После того, как взрослые понимают, что каждый возрастной этап обучения детей имеет свои особенности, то они переходят к тому какие инструменты, материалы и техники стоит использовать в обучении.

Рисование после 10 лет у детей

Материалы, инструменты и техники в детском рисовании

Материалы для работы с детьмиРазобравшись с мотивациями и особенностями рисования у детей в разном возрасте, родителям стоит перейти к изучению материалов, инструментов и живописных техник.

Ведь именно эти три составляющих вместе помогут взрослым совместно с детьми осваивать художественное творчество.

При этом освоение стоит начинать поэтапно в соответствии с каждой возрастной группой. Так, например, не стоит торопить малышей, рисующих пальчиками каляки-маляки, начинать изучать простейшие техники или инструменты.

Каждый этап ребенку важно пройти постепенно и не потерять интерес к данному творчеству. Если родители все делают правильно, то детское обучение принесет свои плоды.

Материалы и техники для детей от 1 до 2-3 лет

Пальчиковые краскиВ самом младшем возрасте детям нужно все пощупать, потрогать и потянуть в рот. Именно поэтому родители в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы материалы для рисования были полностью безопасны.

Кроме того поскольку ребенок еще не понимает, что такое рисование, то основным рабочим инструментом у малыша становится маленькая ручка. И ребенок рисует при помощи своих пальчиков.

Именно поэтому основные материалы, которые родители выбирают для детей – это:

  1. Натуральные красители из сока овощей и фруктов;
  2. Краски из мыльной стружки;
  3. Йогуртовые краски;
  4. Съедобные мелки;
  5. Пальчиковые краски, покупные или самостоятельно изготовленные.

Они помогают ребенку учиться рисовать с нуля, несмотря на то, что никаких особых техник рисования не применяется.

Да и вообще в этом периоде сложно говорить о каких-либо техниках, здесь всего лишь происходит знакомство с миром живописи. И оттого насколько хорошо это произойдет, зависит то, сможет ли ребенок продолжить рисовать.

Поэтому основная задача родителей – просто показать детям, насколько это весело пользоваться красками.

Материалы, инструменты и техники для детей 3-4 лет

Рисуем карандашамиДети в возрасте около трех лет начинают осознанно проявлять интерес ко многим вещам. Именно поэтому с этого времени родители могут начинать расширять кругозор ребенка в отношении рисования.

Дети знакомятся с новыми материалами и инструментами для создания изображений:

  1. Акварелью;
  2. Гуашью;
  3. Карандашами;
  4. Мелками обычными;
  5. Пастелью;
  6. Фломастерами;
  7. Цветными ручками.

И постепенно родители учат детей пользоваться ими. Причем разбивают рисование на два направления: первое – это работа с красками при помощи кисточек, а второй – это работа кистью руки с различными художественными инструментами.

Но все это будет поверхностное знакомство без изучения различных сложных техник. А умения, которым обучают ребенка, будут состоять в следующем:

  1. Подражании родителям – когда родитель рисует часть сюжета, а ребенок не только докрашивает его, но и пририсовывает что-то свое;
  2. Самостоятельное изображение – например, когда после прочтения сказки про зверей, ребенок сам пытается изобразить животных.

Родители же могут лишь слегка помогать, держа рука в руке инструменты, но ни в коем случае не делая работу за ребенком.

Обучая детей в этом возрасте, используются следующие простейшие техники работы:

  1. Примакивание;
  2. Рисование тычком;
  3. Закрашивание формы по контуру;
  4. Мокрая заливка;
  5. Использование штампов для рисунка, например, губки.

Ничего сложного, что могло бы нарушить интерес ребенка к рисованию. И все же не стоит забывать, что для таких маленьких детей любое применение техники должно идти в виде игры.

Если ребенок вдруг устал и не хочет рисовать, то нужно на время прекратить занятие и продолжить тогда, когда у него вновь проявится желание.

Материалы, инструменты и техники для детей 5-7 лет

Смешиваем краскиНачиная с пяти лет, детишки начинают осознанно составлять схематичные сюжеты рисунка. Однако художественный замысел при этом не может быть полностью воплощен в изображении.

Это связано с тем, что дети еще до конца не чувствуют всех пропорций, не могут предавать предмету нужную форму, не умеют чувствовать и смешивать цвета.

Поэтому задача родителей при обучении становится углубить знания по художественным материалам и инструментам, таким как: акварель, гуашь, цветные карандаши, пастель и фломастеры.

Также можно добавить сангину, угольные карандаши и различные природные материалы для художественного самовыражения. Камни, листья, песок, и даже шишки прекрасно подойдут для создания картин-аппликаций.

Но помимо материалов и инструментов особое внимание нужно начать уделять легким цветовым техникам:

  1. Тонирование фона;
  2. Азы цветоведения на цветовом круге;
  3. Смешение красок на палитре;
  4. Теплые или холодные приемы окрашивания.

Сами занятия с детьми строятся на схематических сюжетных заданиях, в которых помогают родители. Дети учатся рисовать времена года, природу, сказки и даже некоторые движения, как животных, так и людей.

Задания родители формируют каждую неделю, и выглядит это примерно следующим образом:

  1. Неделя 1 – рисуем ветку с ягодами в технике гуашь;
  2. Неделя 2 – рисуем фрукты на тарелке в технике акварель;
  3. Неделя 3 – рисунок лесное животное в технике цветные мелки;
  4. Неделя 4 – изображаем животное из зоопарка в технике сангина.

Все снова проходит в живой игровой форме. Особенно интересно рисование становится для детей во время праздников. Так, на Новый год детям для творческого развития хорошо рисовать ёлку, Деда Мороза и Снегурочку, снеговиков, снежинки и другие зимние предметы.

И чем больше и с интересом дети рисуют окружающий мир, тем лучше у них развиваются художественные способности.

Материалы, инструменты и техники для детей 7-10 лет

Рисуем акварельюВ возрасте 7-9 и даже 10 лет у детей развиваются способности к классическим техникам рисования. Дети учатся рисовать вполне правдоподобные рисунки и способны передать все видимые сюжеты окружающего мира.

Соответственно и родительская забота в направлении творчества у детей должна быть направлена на изучение и практику в этом творческом направлении.

Применяются многие материалы и инструменты, что и в дошкольном возрасте, но более расширенно. Но при этом родители знакомят детей с большим спектром традиционных техник:

  1. В акварели это – заливка, градиент и немного лессировка;
  2. В гуаши – легкая лессировка и гравюра, нанесение густых мазков;
  3. В карандашах и фломастерах – растушевка и штриховка, нанесение более четких контуров и линий;
  4. В сангине и меловых карандашах – растушевка, тонирование и использование контрастов.

Кроме того в творческом процессе с детьми появляется и такой материал, как масляные краски. Родители проводят ознакомление с его свойствами и делают первые шаги в рисовании ими.

Также помимо традиционной техники родители могут развивать и креативный подход к творчеству у младших школьников.

Для этого хорошо подойдут такие методики, как:

  1. Рисование палочками, ватными или зубочистками, на жидком ПВА;
  2. Создание объемных изображений при помощи специальных красок;
  3. Рисование на льду, песке или даже соли;
  4. Создание гравюры;
  5. Нанесение художественных клякс, к примеру, умелое изображение листьев деревьев.

И постепенно рисуя в разных техниках, как классических, так и нетрадиционных, ребенок определится, какое творческое направление ему больше по душе. А родители поймут, нужно ли ребенку профессиональное развитие после 9-10 лет.

Но все же стоит вернуться к самому началу творческого процесса, который закладывает художественный потенциал. Именно на нем определяется любовь детей к рисованию.

Родителям порой сложно понять с чего начать, и чтобы выбрать правильное направление действия им порой необходимые полезные подсказки, которые можно найти в подобранной видеоинформации.

Полезная видеоинформация для родителей по рисованию с детьми

Чтобы научить ребенка рисовать после двух лет, родителям придется потратить достаточно много времени. При этом очень многие художественные вещи и самим осваивать с нуля.

Но порой родители не только не понимают формат обучения и методики для разновозрастных детей, но и как подступиться к малышу, если у него нет желания заниматься.

Однако им стоит помнить, что основная цель творческих занятий – это не превратить ребенка в супер профессионала, а всего лишь привить любовь и интерес к рисованию.

Поэтому для тех, кто не знает с чего начать, стоит просмотреть полезную видеоинформацию о том, как начать рисовать с детьми:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector