Разные виды рисования

Разные виды рисования - мыльные пузыриПроцесс создания художественных изображений для детей – это неотъемлемая часть жизни, которая помогает им познавать мир. И разные виды рисования помогают им переносить воспринимаемые зрительные образы на бумагу.

А делать это можно как по классической схеме обучения, так и используя нетрадиционные методы рисования. Но отличия между ними будут разительными.

В традиционном рисовании очень много ограничений, и часто занятия требуют от детей усидчивости, внимательности, безошибочности и много времени на творчество.

А нетрадиционная живопись в этом не нуждается. Ребенок может рисовать, как ему хочется, без учета времени, использовать нестандартные материалы, играть с цветом и проводить разные художественные эксперименты.

Поэтому такое неклассическое творчество приносит детям удовольствие и дает толчок к развитию способностей в рисовании. Да и видов у такой креативной деятельности много, поэтому ребенок всегда найдет понравившееся ему занятие.

Виды нетрадиционного рисования

КляксографияМногие виды классического рисования для детей были представлены в статье «Рисование со школьниками».

Но традиционное рисование не каждый ребенок способен полюбить. Детям больше нравится свободное творчество, которое отображается в неклассической живописи.

Дети втягиваются в этот творческий процесс и не только повторяют за взрослыми, но и часто предлагают свои идеи.

Но в целом, работая в нетрадиционной технике рисования, ребенок может поучаствовать в следующих видах творчества:

  1. Аниме – необычное изображение человека и детских героев;
  2. Батик – использование холста ткани вместо бумаги и нанесение на нее интересных узоров;
  3. Граттаж и фроттаж – процарапывание изображение или штрихование рельефного предмета с целью проявления изображения;
  4. Живопись из мыльных пузырей – картина создается за счет выдувания пузырчатых сюжетов из краски;
  5. Клеевые картины – создание картин поверх нанесенного клея на основе и покрытие ее красками;
  6. Кляксография и набрызг – фантазийная дорисовка изображений после разбрызгивания клякс или мелких крапин;
  7. Метод тычка – нанесение ватной палочкой или сухой кистью изображений;
  8. Монотипия – рисование при помощи симметричных отпечатков предмета;
  9. Пластилинография – создание объемных картин при помощи пластилина;
  10. Правополушарное рисование – быстрая живопись, которая позволяет рисовать нестандартно;
  11. Работа с оттисками предметов и штампами – использование фактурных сторон предметов для создания изображений;
  12. Рисование пальчиками или ладошкой – инструментом для создания картин служит часть человеческой руки, что позволяет делать сюжет живым;
  13. Соляные картины и живопись сыпучими веществами – объемная картина, созданная на основе клея ПВА, посыпанного сверху;
  14. Эбру – рисунок на воде, который можно перенести на бумагу.

Кроме представленных видов существуют и другие нетрадиционные художественные приемы.

Однако описать широко все нетрадиционные техники рисования достаточно сложно, поэтому стоит остановиться на одних из самых полезных для детей, таких как правополушарное рисование, граттаж, эбру, картины из песка и аниме.

Правополушарное рисование для детей

Правополушарное рисованиеЛюбой ребенок живет скорее эмоциями и чувствами, а не разумом. Оттого дети способны создавать воображаемый мир и быть фантазерами.

И в живописи это позволяет им с легкостью нарисовать любое изображение, поскольку доминирует правое полушарие головного мозга, а не левое.

Но в традиционном рисовании, которому детей обучают в саду или школе, задания нацелены на развитие левого полушария, а не правого, отвечающего за творческие процессы. Оттого и школьникам, которые пытаются научиться рисовать с нуля, живопись сложно освоить.

Но это не имеет значения при использовании метода правополушарного обучения. И каждый человек, хоть взрослый, хоть ребенок, способен научиться рисовать.

А приемы, помогающие всем освоить правополушарное рисование, заключаются в следующем:

  1. Быстрое рисование – ребенку дают задание нарисовать за 15 минут любую абстракцию. Благодаря этому он, не боясь ошибок и смешивая по-разному краски, включается в творческий процесс;
  2. Наблюдение за окружающим миром учит детей расширять свой сенсорный опыт и воспринимать яркость красок, чувствовать себя художником;
  3. Рисование «вверх ногами» — правое полушарие не привязано к ориентации в пространстве, поэтому создание перевернутого изображения у детей идет легко. Например, изображение дерева вверх тормашками у ребенка получается гораздо лучше, чем прямая экспозиция;
  4. Визуализация – это когда детей просят представить с закрытыми глазами определенный сюжет, а потом нарисовать его. Этим очень хорошо развивают художественные способности у многих;
  5. Видоискатель – специальный инструмент в виде прозрачного планшета, который создают своими руками. С его помощью ребенок обводит контуры предмета, а затем переносит их на бумагу как при копировании.

В целом приемы этой нетрадиционной техники запоминаются быстро, что отображается в следующих видеоуроках:

Рисование в технике граттаж

ГраттажГраттаж – это техника рисования для разновозрастных детей, и, даже начиная с младшего дошкольного возраста, ее легко применять.

А основная особенность этого изобразительного приема состоит в том, что цветной рисунок проявляется на темной основе после ее процарапывания острым предметом. Это чем-то напоминает проявление фото на полароиде.

Детьми эта техника воспринимается замечательно, и они с удовольствием создают интересные росписи и картины на черном фоне.

Кроме того применение граттажа развивает у детей графические навыки, фантазию и  свободу самовыражения.

Выполняется техника тремя способами:

  1. На картоне с нанесением восковой основы. После покрытия наносится черная гуашь, а когда она высыхает, то процарапывают черно-белый рисунок;
  2. На картоне с нанесением цветной гуаши. После высыхания основы наносится черная краска, а затем на высохшей поверхности царапают рисунок;
  3. На картоне с рисованием основы цветными восковыми карандашами. Заготовку также покрывают черной гуашью, а затем процарапывают изображение.

Из трех способов в детских садах и школах чаще выбирают второй и третий, поскольку грунтовать первым методом может лишь взрослый человек.

Идеи для работы в технике граттаж также разнообразны – это и зима, и лето, природа и космос и другие разнообразные жанры.

Но среди всех дети особенно любят изображать животных. Именно поэтому можно рассмотреть краткий мастер-класс по созданию изображения попугая в технике граттаж пошагово:

  1. Возьмем картон и восковые карандаши. Закрасим поверхность картона контрастными яркими цветами;
  2. Для плавного перетекания цветов возьмем кусок бумаги и натрем поверхность картона;
  3. Откроем черную гуашь и нанесем ее темным фотом на цветное изображение. Чтобы краска не скаталась, можно добавить к гуаши капли жидкого мыла;
  4. Дождемся высыхания листа;
  5. Наметим белым карандашом на черном фоне основные контуры птицы;
  6. Возьмем зубочистку или острую деревянную палочку и аккуратно процарапаем очертания попугая, чтобы под слоем гуаши проступил цветной фон;
  7. Прорисовываем мелкие детали птицы и постепенно удаляем все большие участки черной краски до полного завершения рисунка. И вот попугай готов!

Создание такой картинки у любого ребенка не занимает много времени, а дополнить ее можно даже аппликацией.

Граттаж мастер-класс

Рисуем на воде в технике Эбру

Рисуем ЭбруТехника Эбру – это необычный способ рисования красками, в котором вместо бумаги для создания рисунка используют воду.

Только в работе применяется не обычная жидкость, а более плотная за счет добавления специальных средств загустителей. Вода становится более вязкой, и краски в ней не тонут.

Кроме того после создания рисунка на воде его можно запечатлеть на память и на бумаге. Для этого листок аккуратно опускают на готовое водное изображение, осторожно прижимают и вынимают. И то, что было на воде отпечатывается и на листе.

В целом же преимущество данной техники для детей состоит в том, что она:

  1. Развивает интеллект;
  2. Помогает мыслить креативно и создавать не стереотипные художественные изображения;
  3. Снимает неуверенность в себе, а это значит, что ребенок может с легкостью включаться в творческий процесс.

Начинают работу в технике Эбру с подготовки воды, которую выливают либо в круглую тарелку, либо в прямоугольный лоток, потом добавляют краску, например, акриловую. Затем приступают к рисованию, которое поэтапно происходит таким образом:

  1. Первым создается фон для рисования. Детям его можно сделать за счет касания кисточки к поверхности, либо легкого разбрызгивания;
  2. Затем фон красиво оформляют при помощи тонкой палочки или шила. Ребенок перемешивает краску в разных направлениях: горизонтально, вертикально, диагонально, волнообразно или произвольно;
  3. Когда фон готов, то на него наносят рисунок. Для этого капают вновь капли краски и палочкой рисуют изображения, к примеру, в виде бабочек, листочков, сердечек;
  4. Также можно нанести основной рисунок в различных приемах Эбру – из концентрических кругов создать цветок или животное, расческой-гребешком создать волны, из клякс нарисовать деревья;
  5. Переносят водный рисунок на бумагу, тонкое дерево или ткань.

Поэтому работа в Эбру детям очень интересна, ведь они могут создавать как реалистичные, так и сказочные, и фантастические картины. И яркие примеры живописи в этой оригинальной технике стоит увидеть на видео:

Помимо рисования на воде взрослые могут предложить детям порисовать на песке. И это занятие для их развития будет в разы лучше.

Рисуем песком с детьми

Рисуем пескомРисование песком для детей относится к нетрадиционной живописи и считается одной из самых полезных техник.

Этот вид не только развивает мелкую моторику или сенсорику, относится к арт-терапии, но и вырабатывает креативность мышления.

Кроме того в отличие от других техник здесь ребенка не преследуют неудачи. Если рисунок не получается, то достаточно провести рукой, стряхнуть песок и вновь приступить к рисованию.

Но, как и в любом новом занятии, ребенка нужно познакомить и заинтересовать песком. А сделать это можно в игровой форме, выполняя следующие несложные приемы:

  1. Погружение рук в песок, чтобы почувствовать его структуру;
  2. Пересыпание материала, чтобы ребенок настроился на работу и мог узнать какой он – холодный или теплый, тяжелый или легкий;
  3. Рассеивание песка для понимания легкости работы с ним;
  4. Топание пальчиками или палочками по песку в хаотичном порядке для появления первых узоров.

Затем переходим от этих приемов непосредственно к рисованию. Но обращаем внимание в занятиях на следующие аспекты:

  1. Визуализацию – при помощи игрушки или колобка оживляем картинку для ребенка. Игрушка идет гулять и рисует дорожку в виде прямой или кривой, узкой или широкой линии, оставляет разные следы;
  2. Симметрию и асимметрию – уделяется внимание развитию двух полушарий головного мозга одновременно. Для этого детей учат рисовать двумя руками одновременно. Вначале рисуют симметричные предметы, к примеру, бабочку или яблоко, а потом обучают дорисовывать наполовину готовый рисунок, например, домик;
  3. Пространственную ориентацию, где обучают ребенка ориентироваться в расположении предметов. Вначале задается центральный предмет, а потом с его разных сторон дорисовываются другие. Например, вначале рисуется солнышко как центр рисунка, над ним и по сторонам ребенка просят изобразить облака, под ним дерево, а по сторонам дерева цветы;
  4. Окружающий мир – изучение природных явлений, времен года, событий и предметов вокруг, цветовой картины миры помогает детям расширять свое мышление и улучшать способности по рисованию. Например, знание о формах листьев и их расцветок развивает симметрию и знания о тонах одного цвета у ребенка.

Рисовать с учетом этих моментов рисунки совсем не сложно, но они хорошо развивают детей.

Также стоит отметить, что для художественной работы с песком родители могут использовать деревянный короб, обычную картонную коробку, полупрозрачный поднос, и, конечно же, песок.

К слову песок может быть как обычный, так и специальный из магазина. Но если он вдруг закончится, то нет ничего страшного, его можно с легкостью заменить на манную крупу.

Кроме того, помимо простого оборудования для работы с песком в занятиях с детьми можно воспользоваться световым столом.

Световой стол для творческих занятий с песком

Рисуем на световой доскеРисование песком на световых столах для детей – это нетрадиционная методика, которая дает возможность разноцветного рисования при помощи необычного материала.

На световом столе можно рисовать:

  • следы животных;
  • песочные пейзажи в виде гор и пустыни;
  • воду и водоемы;
  • небо и облака;
  • отпечатки узоров при помощи различных инструментов, например, расчески или втулки от туалетной бумаги;
  • фигуры при помощи различных трафаретов;
  • цветные картинки, например, с использованием цветного картона с нанесением на него песка;
  • другие увлекательные сюжеты.

Но самое интересное для детей – это живописная песочная анимация. Это не просто рисунок из песка, а серия картин, которые можно объединить в один рассказ.

И, конечно же, детям всегда будет увлекательно изобразить знакомую сказку на световом столе при помощи анимации. Но не только сказочный сюжет, но и другие события из жизни можно оживить на столе.

А как ребенок может создавать песочную анимацию можно узнать из мастер-классов на видео:

Рисуем детское аниме

Рисуем анимеАниме – это нетрадиционное рисование с востока, которое очень полюбилось многим школьникам в мире.

С одной стороны это простое искусство изображения воображаемого человека, но с другой стороны это техника, в которой нужно знать азы анатомии.

Вот почему для младших детей в саду оно подходит в меньшей степени, чем для тех, кто учится в школе.

Но при этом, несмотря на анатомию, пропорции тела любого персонажа могут отличаться от реалистичных. А сами аниме-герои выглядят достаточно выразительно и проявляют множество человеческих эмоций.

И именно из-за этого уроки рисования аниме в первую очередь нацелены на прорисовку следующих деталей человеческого тела:

  1. Глаза изображают большими и эффектными, они занимают значительную часть лица и притягивают к себе внимание добавленными деталями и бликами;
  2. Лицо прорисовывают тонкими линиями слегка вытянутым, чтобы вместить массивные глаза, а губам и рту при этом отводится не слишком заметная роль. Кроме того детские фантазии могут позволить сделать необычными уши и добавить в рот клыки;
  3. Волосы дети создают цветными, аниме-герои могут носить такую яркую шевелюру, о которой любой подросток только не мечтает;
  4. Тело школьник может изобразить как в пропорциях обычного, так и в своих собственных нереалистичных, даже в очень маленьких, например, комических Чиби;
  5. Руки рисовать сложнее тела из-за передачи движения, но это решаемо. Вначале рисуют предплечье, которое задает направление, затем сгиб, и в конце ладонь. Детям не обязательно, как мастерам манги, изображать все мышцы, достаточно просто придать руке форму;
  6. Ноги рисуют схоже с руками, вначале задавая базовую линию, и точки сгиба с мышцами, а завершают ступней.

В целом школьникам нарисовать простейшее аниме легко, и при этом благодаря этой технике они развивают умение рисовать человека, творческое мышление и художественные навыки.

А интересные подробности о том, как подросток может создать детали или целиком аниме-героя, можно увидеть в следующих мастер-классах:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector